Книги в моем переводе

Анализ статьи Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях»

Часть 3

В. Мершавка

El sueño de la razón produce monstruos



Вырванная страничка из анамнеза психоаналитика

Третью часть этой статьи начнем с, казалось бы, мелких нюансов биографии Карла Абрахама. Но, как станет ясно чуть позже, эти нюансы оказываются столь важными, что позволяют мне с уверенностью предположить, что их неслучайно скрыли от российского читателя люди, которые штамповали его биографию «для общего пользования». Есть, по крайней мере, две причины такого выхолащивания «неудобных» для психоаналитика фактов псевдобиографами и псевдопсихоаналитиками. Первая – элементарное невежество, то есть незнание английского и/или немецкого языка и связанное с ним отсутствие мотивации к поиску наиболее полных источников информации, существующей в книгах, изданных и переизданных в Англии, Германии, Швейцарии и США. Вторая причина гораздо более серьезная – намеренное сокрытие нелицеприятных фактов, которые ставят под сомнение физическое и психическое здоровье самóго авторитетного аналитика, а значит, и всю его деятельность, связанную с качеством его собственного психоанализа (если даже он его проходил) и психоаналитическим лечением его пациентов.

Несомненно, Карл Абрахам относится именно к тем авторитетам ортодоксального психоанализа, в биографии которых существует немало «темных мест» или «белых пятен» – как кому нравится. Поэтому ниже мы поговорим о них, а затем в свете новых фактов и обстоятельств посмотрим на материал его доклада «Паук как символ в сновидениях». При этом обязательно затронем и ту часть его доклада, которую мы уже исследовали, опираясь на эти факты.

Начнем с того, что родители Карла Абрахама Натан Абрахам и Ида Оппенгеймер – состояли в близком родстве: они были двоюродными братом и сестрой. Согласно воспоминаниям дочери Карла Хильды (которая впоследствии сама стала английским психоаналитиком), в семье Абрахама были и другие инцестуальные браки. Хильда Абрахам приходит к выводу, что, по крайней мере, две статьи отца были автобиографическими[1]. Поэтому есть веские основания полагать, что и в другие статьи он включал свой биографический или/и психический материал. Сам факт уже не подлежит сомнению, но в каких именно работах и в какой мере автор пишет о себе и своей семье, можно выяснить только после внимательного исследования. Главная задача такого исследования состояла бы в тщательном сопоставлении материала его статей с биографическими данными его и его семьи. Но совершенно очевидно, что в таком объективном исследовании совсем не заинтересованы ортодоксальные аналитики. Я совершенно уверен в том, что ряд подобных объективных психологических исследований в области жизни и творчества столпов ортодоксального психоанализа (а их всего-то десятка полтора), приведет к тому, что эта конструкция, которая уже стала чрезвычайно ветхой и дряхлой, развалится на наших глазах быстрее, чем марксистская идеология.

Совершенно ясно, что тщетно ожидать от западных психоаналитиков такого объективного исследования, – кто же захочет рубить сук, на котором до сих пор сидит все фрейдистское сообщество?  Поэтому такую задачу должны подставить перед собой мыслящие российские психоаналитики (или те, кто так себя называет), чтобы не переносить застарелые неврозы психоаналитической общины конца XIX – начала ХХ века в Россию XXI века. На мой взгляд, именно в этом заключается долг мыслящих российских психологов перед своим обществом и сообществом. А начало уже положено: в городе Ижевске уже несколько лет издаются переводы трудов К. Абрахама. Было бы еще лучше, если бы это или другое издательство выпустило самый полный перевод биографии Карла Абрахама, в первую очередь биографию недолгой жизни отца, написанную его дочерью Хильдой Абрахам, которую она (за 20 лет!) почему-то так и не смогла закончить.

 

Рис. 1. Карл Абрахам (Karl Abraham)

 

Перечислим еще несколько фактов, отсутствующих в биографиях Карла Абрахама на русском языке, которые, по сути, представляют собой растиражированную единую компиляцию. По мнению ее составителей, ею должен удовлетвориться русский психоаналитик, преисполненный почтения к учению Фрейда и его любимого ученика Карла Абрхама. Сам Карл был относительно здоровым, оптимистичным и жизнерадостным ребенком, а его старший брат Макс, наоборот, был очень болезненным. При этом и Карл, и Макс имели врожденное заболевание –астму. Кроме того, после рождения Карла его мать забеременела в третий раз, но у нее случился выкидыш. По воле «судьбы» Макс и Карл лишились младшей сестры (H. Abraham, 1974).

В 1906 году Абрахам женился на Хедвиг Бюргнер (р. 1978), из ассимилированной в Германии еврейской семьи. Мать жены умерла, когда ей было 17 лет, поэтому Хедвиг пришлось заменить мать ее младшим братьям и сестрам. Кстати говоря, Хедвиг хотела поступить в университет вместе с Карлом, но не посмела нарушить категорический запрет отца, считавшего образование своей дочери вполне достаточным.

В семье Абрахама жили две незамужние сестры отца, одна из которых страдала психозом, а также родители матери. По субботам и еврейским праздникам ко всей семье присоединялся «особенный невротик» дядя Адольф (по отцу), который тоже был не женат. (H. Abraham, 1974). Во второй части статьи[2] я уже писал о том, что есть веские основания считать дядю Адольфа гомосексуалистом. Эти доводы опираются как раз на упоминание Хильды Абрахам об «особом неврозе» дяди Адольфа. Какие иные основания могли быть у его племянницы-психоаналитика писать о «специфическом неврозе» неженатого дяди, не называя, о чем именно идет речь? Обратим внимание и на двух незамужних сестер отца, одна из которых болела психозом. Они обе жили вместе с семьей будущего психоаналитика, поэтому наряду с генетической составляющей, влияющей на его психику, обязательно присутствовала психологическая составляющая, обусловленная совместной жизнью с больной психозом тетушкой. В таком случае неизбежно встает вопрос: сколько лет настоящего психоанализа (о котором пишут его основатели, а не местечкового который все они проходили) должен был пройти Карл Абрахам, чтобы иметь право лечить других людей? Существует ли вообще этот «настоящий психоанализ»? И позволял ли анамнез Карла Абрахама быть ему практикующим психоаналитиком? Разумеется, эти вопросы пока остаются теоретическими и риторическими, потому что в жизни подавляющее большинство психоаналитиков нельзя назвать такими психически здоровыми, какими они хотят казаться своим будущим пациентам. Однако в этой и других частях данной статьи мы все-таки постараемся выявить как можно больше характерных особенностей личности Карла Абрахама.

Еще один интересный момент касается важной и, казалось бы, совсем невинной подробности. У Карла Абрахама было двое детей: Хильда (1906-1971) и младший сын. Хильда впоследствии переехала в Англию и 20 лет писала биографию отца, но так ее и не дописала (надо полагать, у нее на это были серьезные причины, ибо ее отец прожил не очень долгую жизнь – всего 48 лет). В отношении младшего сына Абрахама информации нет вообще. Известно только, что он родился либо в 1910, либо в 1912 г. (в разных источниках по-разному) и что впоследствии, как и его мать и сестра, переехал в Англию и после смерти своей сестры был еще жив. Больше никаких сведений о нем мне найти не удалось. У такой засекреченности может быть лишь одно объективное оправдание – сын Карла Абрахама связан со спецслужбами какой-нибудь западной страны. Остальные гипотезы, так или иначе, наводят меня на мысль: у потомка Карла были какие-то серьезные проблемы с физическим или психическим здоровьем – настолько серьезные, что открытая информация о них нанесла бы непоправимый ущерб имиджу психоанализа. А на честность и открытость психоаналитической общины рассчитывать не приходится.

В завершение описания обрывков анамнеза Карла Абрахама, которые удалось раздобыть, читая фрагменты психоаналитической литературы на английском языке, отметим, что во время Первой мировой войны Карл Абрахам сначала получил отсрочку от призыва в армию по болезни. Во второй раз ему не удалось избежать призыва, но он стал главой психиатрического отделения в прифронтовом госпитале, где занимался исследованием психозов. Проходя службу в армии, Карл Абрахам страдал обострениями бронхита и приступами дизентерии.

Умер Абрахам вследствие хронической астмы, которая его преследовала его с рождения. В мае 1925 г. он подавился рыбьей костью, которая дошла до легких и вызвала тяжелый абсцесс. Все попытки как-то стабилизировать и облегчить этот процесс и тем более его вылечить, оказались безрезультатными. В конечном счете у психоаналитика развился субфренический абсцесс, и 25 декабря 1925 г. в присутствии Вильгельма Флисса он умер, мучаясь непрекращающейся икотой.[3]

       

Еще одна парадигма в исследовании «символа паука»

Продолжим исследование темы паука в сновидении. Настала очередь сосредоточить свое внимание на образе «фаллической матери», «материнском пенисе» и «женской кастрации». Волей-неволей внимание читателя привлекают навязчивые толкования Абрахамом фрагментов сновидений и поведенческих паттернов, в которых женщина обладает мужскими половыми органами, а потом их лишается (кастрация женщины и соответствующий комплекс, который у нее присутствует). Эти толкования могут иметь несколько источников: 1) стремление соответствовать ожиданиям Фаллического Отца – Фрейда; 2) невротическую, психотическую и физиологическую патологию, связанную с собственным анамнезом психоаналитика; 3) влияние психоаналитической общины, в частности, его пациентов, принадлежавших к этой общине.

 

Падение паука в сновидении символизирует падение материнского пениса, который, отделившись, прирос к пациенту, повернувшемуся к шкафу (материнский символ). Радость пациента, что он избежал контакта с пауком, то есть с материнскими половыми органами, объясняется его ужасом перед инцестом. В реальной жизни при виде женских половых органов он приходит в ужас, который усиливается при мануальном контакте. Увеличение размеров паука, происходящее впоследствии, который без необходимости взлетает и совершает по воздуху полукруг, очевидно, символизирует эрекцию: атакует сновидца материнский фаллос. Сомнение в конце сновидения, раздавлен или не раздавлен дверью паук, играет важную роль. В нем выражается фантазия о раздавливании пениса. Подобная фантазия встречалась в фантазиях невротических женщин с хорошо заметным комплексом кастрации. Кроме того, этот образ напоминает нам первое сновидение, в котором тоже раздавили паука (на потолке).

 

Прочитав начало этой статьи, читатель может легко понять ужас «пациента» перед инцестом, ибо инцестуальные отношения прежде всего были присущи родительской семье самого Карла Абрахама, начиная с инцестуального брака его родителей.

В таком случае ассоциация паука с фаллосом, который якобы пациент относит к материнским половым органам (на самом деле это очень похоже на фантазию Абрахама), обусловлена страхом аналитика перед собственными отношениями инцеста. Жена Карла не была его родственницей. Скорее у Абрахама был реальный страх, вызванный последствиями инцестуальных отношений в родительской семье (и как мы теперь понимаем, этот страх имел серьезные основания). И у нас есть серьезные причины назвать этот ужас страхом смерти.

А теперь попробуем отойти от фрейдистской сексуальной парадигмы и посмотреть на это сновидение через физиологическую призму дыхательной системы человека и ее заболевания – врожденной бронхиальной астмы, которой страдал и от которой умер Карл Абрахам. При этом мы постараемся сопоставить образы (а также их ассоциации), соответствующие этой парадигме, с образами и ассоциациями сновидений, представленных Абрахамом, а также с сексуальными образами его интерпретаций, порожденными его фантазией под влиянием сексуальной теории Фрейда.

Начнем с образа бронхиального дерева.

 

Рис. 2. Бронхиальное дерево

 

Посмотрев на бронхиальное дерево, изображенное на Рис. 2, можно увидеть некое сходство с паутиной. Однако это сходство оказывается не только и не столько внешним, сколько содержательным. Действительно, нити паутины – это пути движения паука. Бронхиолы (ветви и ответвления бронхиального дерева) – это трубки, по которым к альвеолам происходит движение воздуха.[4]

Бронхиолы – это конечные ветви бронхиального дерева диаметром не больше 1 мм, не содержащие хрящ и переходящие в альвеолярные ходы легких. Бронхиолы распределяют воздушный поток и чутко реагируют на возникающее сопротивление. Бронхиальное дерево – это часть легких, представляющая собой систему трубочек, делящихся, как ветви деревьев. Ствол дерева – это трахея, а отходящие от него попарно делящиеся ветви – бронхи.[5]

Альвеолы (от лат. alveolus – ячейка, углубление, пузырек) – окончания в легком этих трубок дыхательного аппарата. Они имеют форму пузырька, открытого в просвет альвеолярного хода. Альвеолы участвуют в акте дыхания, осуществляя газообмен с легочными капиллярами.[6]

Имея образное представление о дыхательной системе человека, постараемся себе представить образ астматического заболевания. 

Бронхиальная астма (от др.-греч.– «тяжелое дыхание, одышка») – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является сужение просвета бронхов (бронхиальная обструкция), обусловленное специфическими иммунологическими (аллергическими) механизмами. Астма проявляется в виде повторяющихся эпизодов свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Крайне серьезным и опасным осложнением заболевания является так называемый астматический статус.[7]

Астматический статус (Status asthmaticus) – тяжелое угрожающее жизни осложнение бронхиальной астмы, возникающее обычно в результате длительного некупирующегося приступа. Характеризуется отеком бронхиол, накоплением в них густой мокроты, что ведет к нарастанию удушья и гипоксии.[8]

Эмфизема легких – распространенное легочное заболевание, при котором в легких присутствуют так называемые воздушные мешки. Она возникает вследствие разрушения пористых стенок альвеол, что приводит к снижению дыхательной функции и частой одышки. Это самые характерные симптомы данного заболевания. Эластичные волокна здоровых легких позволяют им свободно расширяться и сжиматься. При патологическом изменении химического баланса легкие уже не способны защитить эти эластичные волокна от разрушения. Именно такой процесс протекает при эмфиземе легких. Ранние симптомы эмфиземы включают одышку и кашель. Эмфизема легких начинается с разрушения воздушных мешочков (альвеол). Стенки воздушных мешочков тонкие и хрупкие. Повреждения альвеол постепенно становятся необратимыми и приводят к появлению постоянных полостей в тканях нижних легких.[9]

 

Рис. 3. Эмфизема легких

 

Таким образом, при заболевании астмой (воспалении бронхов) диаметр бронхиол сужается, затрудняя доступ воздуха к легким. Человек мучается удушьем, поэтому у него возникают все соответствующие симптомы: кашель, хрипы, одышка, икота и т.д. Попадание инородного тела в бронхиолу при заболевании астмой (то есть внешнее сужение дыхательного прохода) неминуемо вызывает острый приступ астмы, который иногда заканчивается смертью от удушья и сопутствующих патологических абсцессов, характерных для астмы.

Теперь постараемся связать этот образ с образами сновидения в докладе Карла Абрахама. Как уже отмечалось, бронхиола ассоциируется с нитью паутины. Разница заключается лишь в том, что нить паутины – это демонстративный канат для канатоходца, а бронхиола – внутренний канал, скрытый от попадания в него таких «канатоходцев».

Особый интерес вызывает образ половых органов фаллической матери, которым был одержим Абрахам. Вспомним его рассказ о рисунке пациента:

 

Он мне нарисовал приснившегося ему паука, и сам с изумлением узнал в нарисованном образе продолговатую овальную форму внешних половых органов женщины, растущие на них волосы, а в самом центре тельца паука – нечто очень похожее на пенис.

 

Очевидно, психоаналитик имеет в виду некий коллаж: женские половые губы и лобок обрамляют мужской пенис. Похожий образ присутствует и в организации дыхательной системы человека (на рисунке не показаны «волоски» бронхиольных капилляров).

 

Рис. 4. Организация дыхательной системы человека (схема)[10]

 

Из Рис. 4 видно, что изображенная на нем структура дыхательной системы вполне подходит под описание рисунка в сновидении. Разумеется, более полной ассоциации этих двух образов мешают наши знания о совершенно разных функциях, которые выполняют половые и дыхательные органы. Но чем больше мы абстрагируемся от своих знаний, тем больше эти два образа сближаются - с учетом того, что мы не видели рисунка пациента, а нарисовать функциональную структуру системы дыхания человека можно и несколько иначе, если поставить перед собой цель добиться максимального сходства с известным рисунком.

Таким образом, структура половых органов фаллической матери (на рисунке пациента) полностью ассоциируется со структурой дыхательной системы. Эта связь особенно важна для психоаналитика, болеющего врожденной бронхиальной астмой. Тогда образ паука символизирует любое инородное тело, попавшее в дыхательную систему и вызывающее приступ астматического удушья. Как теперь известно, именно так и умер Абрахам. Такая симптоматика больного ассоциируется с поведением попавшей в паутину жертвы, которую паук постепенно парализует (удушает), обволакивая ее клейкой нитью. А значит, образ паука непосредственно ассоциируется и с самой бронхиальной астмой.

В таком случае фаллическая кастрирующая мать ассоциируется с родной матерью Абрахама, «подарившей» ему тяжелую наследственность. «Убийственный коитус» в первом сновидении пациента – это инцестуальный коитус его родителей, порождающий детей, больных врожденными болезнями. Паук на потолке символизирует мысли психоаналитика о своем тяжелом смертельном заболевании. Паук в ванной символизирует генетически модифицированные сперматозоиды его отца в вагине и матке матери. Паук в шкафу – это постоянная бессознательная память аналитика о своей врожденной болезни.

Выпадение паука из шкафа – очередное осознание ужасной болезни в отсутствие приступа (радость, что паук его не коснулся) Желание раздавить паука «убийственным коитусом» – представление аналитика о желании матери родить здорового ребенка (в реальности был выкидыш). Желание утопить паука в ванной мы уже интерпретировали – фантазия Абрахама об очищении матери от инфекции или нежелательной беременности. Выбросить паука в окно – означает желание полностью излечиться от астмы (заболевания, связанного с воспалением слизистой оболочки узких бронхиол). Раздавить паука дверью (в свободную комнату) – избавиться от тяжелых бессознательных воспоминаний о пауке и вообще перестать думать о смертельном заболевании. Увеличение паука в размерах – прогресс заболевания. Превращение паука в летящее и жужжащее насекомое, преследующее сновидца и угрожающее ему, – обострение болезни и появление опасных симптомов, а также страх перед попаданием инородных тел в дыхательные пути (паук стал летать и поднялся на уровень дыхательных органов пациента). Икота (симптом навязчивого глотания впустую) – оргазм без ощущения удовольствия и эякуляции семени. Кашель с мокротой – оргазм без удовольствия, но с эякуляцией больного семени. Эмфизема легких – с одной стороны, астматические узлы паутины, а с другой – переход в развитии сексуальности с оральной фазы на анальную (прекращение питания кровью кислородом и увеличение вредных накоплений в легких). 

Видимо, приведенных интерпретаций сновидения пациента (вполне возможно, самого психоаналитика) уже достаточно, чтобы посмотреть на содержание доклада Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях». Во всяком случае, для такого представления у нас есть веские основания. Причем эти основания куда менее фантастичны, чем фантазмы Карла Абрахама о фаллической матери и ее кастрации.

Ссылки

[1] K. Abraham, Between «Close Relatives: The significance of intermarriage between close relatives in the psychology of the neuroses» (1909) и K. Abraham, «On Neurotic Exogamy: A contribution to the similarities in the psychic life of neurotics and of primitive man» (1913)

[2] В. Мершавка. Анализ статьи Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях. Часть 2». http://www.mershavka.ru/articles/pauk_kak_simvol_v_snovideniyah1/

[3] The Evolution of Psychoanalytic Technique, p. 41-44; M. S. Bergmann & F. R. Hartman eds., New York, Basic Books Inc., 1976.

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Бронхи

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/Бронхиола

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/Лёгочная_альвеола

[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная_астма

[8] http://ru.wikipedia.org/wiki/Астматический_статус

[9] Эмфизема легких. Симптомы. http://4medical.in/emfizema/

[10] Бронхит. http://cc-t1.ru/kniga/brohit.html

 

Приглашаем записаться в группу "Культура и Психология Секса" ВКонтакте : http://vk.com/sexculture