Книги в моем переводе

Что значит понимать сны

Автор:
Мэри Энн Мэттоун

Объем: 252 стр.

Посмотреть все книги

Анализ статьи Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях»

Часть 4

В. Мершавка

El sueño de la razón produce monstruos



О психоаналических мотивациях

Продолжим изучение текста доклада Карла Абрахама.

Таким образом, мы приходим к выводу, что пауку можно придать второе символическое значение; он символизирует пенис, находящийся внутри женского полового органа, который (сновидец, психоаналитик – В. М.) приписывает матери. Этот вывод подтверждается сновидением другого пациента. В этом случае сновидец пытался войти в неизвестную ему темную комнату, в которой было несколько мелких животных. В сновидении и, особенно, – в ассоциациях пациента присутствовали конкретные намеки, не позволяющие усомниться в том, что комната символизирует материнское тело. Когда сновидец вошел в комнату, о него ударилась порхающая бабочка. Избегая подробностей в изложении материала, ограничусь упоминанием о том, что крылышки бабочки, как и в других сновидениях, символизировали женские половые органы. Кроме того, символическое использование крыльев основано, на наблюдении за процессом их раскрытия и закрытия. Тело бабочки, скрытое между крыльями, несомненно, символизировало мужские гениталии. Вместе с тем в невротических фантазиях этого пациента также проявилась идея о скрытом женском пенисе.

Итак, окончательное символическое толкование образа паука – пенис, находящийся внутри женского материнского полового органа. Можно полагать, что речь идет о вербальном выражении образа коитуса или генитального петтинга. В третьей части статьи[1] мы уже выяснили, как раскрывается эта символика в контексте врожденного заболевания Абрахама бронхиальной астмой вследствие инцестуального брака его родителей. По всей вероятности, основную вину за свое заболевание психоаналитик возлагает на мать – возможно, потому что к тому времени его отец уже умер (1915 г.). Далее происходит нечто странное: в доказательство своих доводов Абрахам приводит содержание сновидения другого пациента. Любому начинающему психоаналитику известно, что паук в сновидении одного человека имеет совершенно иной символический смысл, чем в сновидении другого человека. Приводить такие доводы на психоаналитической конференции – все равно, что обращаться за толкованием к сонникам. Такой довод имеет единственное приемлемое объяснение, которое заслуживает внимание: 1) эти два пациента были близкими родственниками; 2) в силу очень веских причин символ паука для них имел общий смысл. Вообще говоря, Абрахам как раз и настаивает на таком общем смысле, но ищет и находит его в сексуальной парадигме Фрейда.

Однако если отвлечься от сексуальной парадигмы и вернуться к парадигме его врожденного заболевания, обусловленного повторяющимися семейными инцестами, то можно предположить, что речь идет о сновидении сына Карла Абрахама, тем более что в следующем абзаце есть упоминание о мальчике:

«Злая» мать, которую, согласно представлению Фрейда символизирует паук, несомненно, оказывается матерью с мужским телосложением. Мальчик боится ее мужского органа и мужского удовольствия, которое она испытывает при нападении. Его тревога похожа на тревогу, которую испытывают девушки по отношению к мужчинам. Чувство пациента в отношении пауков лучше всего описывается эпитетом «сверхъестественное».

Хорошо известно, что Карл Абрахам был аналитиком своей дочери Хильды. В таком случае весьма вероятно, что он был аналитиком и у своего сына, только это нигде не афишируется – видимо, на это были серьезные причины. Психоанализ, который проходила Хильда Абрахам у своего отца (психоаналитический инцест), скрыть было невозможно, так как впоследствии сама Хильда стала психоаналитиком. Прояснив эти очень важные детали, вернемся к содержанию доклада о пауке.

И сам Абрахам, и некоторые авторы сонников на английском языке приписывают Фрейду ключевую интерпретацию, связанную с фаллической матерью, за которую так уцепился Абрахам:

Фрейд считал, что паук символизирует «фаллическую мать (большой сюрприз), которую мы все боимся. Поэтому страх перед пауками служит выражением инцеста с матерью и смертельный страх перед женскими гениталиями».[2]

Кавычками выделена интерпретация Фрейда, при этом заметим, что слово «паук» находится за кавычками. Мне не удалось найти оригинальные работы Фрейда, в которых присутствует такая фраза о пауке. Но как бы там ни было, она оказалась столь близкой представлению Абрахама (о причинах появления у него такого представления скажу чуть позже), что он нашел пациентов, которым приснились сновидения о пауке, допускающие такую трактовку. Безусловно, это свидетельствует о личной увлеченности Абрахама данным образом. Но дыма без огня не бывает. Эта увлеченность психоаналитика наряду с высокой мотивацией работать с таким, мягко говоря, амбивалентным образом свидетельствуют о наличии у него самого серьезного материала, побудившего его к работе над этой темой.

В описании Абрахама содержания сновидения второго пациента присутствует «темная комната, в которой было несколько мелких животных». При этом психоаналитик утверждает, что в рассказе пациента имеются «конкретные намеки» на то, что комната символизирует женское тело. До сих пор мы считали, что комнаты в сновидениях пациентов символизируют те или иные области психики. Однако в тех случаях комнаты были светлыми, и в них не было никого, кроме людей и паука. В толковании аналитика темная комната действительно может символизировать тело, «мелкие животные» – его инстинкты. Темнота плоти противопоставляется прозрачности психики. Летающая в комнате бабочка (в переводе с греческого – «душа», «дыхание», «психика», «Психея»), как правило, и символизирует психику или душу. У Абрахама «крылышки бабочки… символизируют женские половые органы». Таким образом, комната символизирует не просто тело, а одушевленное, анимированное тело и связанное с ним психосоматические симптомы.

Вообще говоря, человеческое воображение время от времени пыталось соединить «противоположные образы»: женщину и фаллос. Например, одно из таких сочетаний, созданных в древности, выглядит так:

Рис. 1. Образ фаллической матери (первая вариация)

 

Не менее интересна и современная рукотворная (в буквальном смысле слова) композиция этого образа:

Рис. 2. Образ фаллической матери (вторая вариация)

 

И, наконец, самый известный современный вариант фаллической матери – женщина в страпоне:

Рис. 3. Образ фаллической матери (третья вариация)

 

Разумеется, все эти три образа фаллической матери не идут ни в какое сравнение с ее образом, рожденным буйной фантазией ортодоксального психоаналитика. К сожалению, у нас есть лишь вербальное описание этого образа, но такой изощренной психосексуальной фантазией обладают редкие люди.

Вернемся к исследованию текста доклада. В комнате отсутствует «самый большой зверь» – сексуальный инстинкт. Зато есть характерный фемининный символ – летающая бабочка. Заявление, что тельце бабочки символизирует мужской пенис, никак нельзя рассматривать всерьез, иначе в любом сновидении придется «расчленять» все присутствующие образы – а этот процесс уже граничит с диссоциацией психики. Согласно Абрахаму, женское тело – это тело (фаллической ужасной) матери. От этого психоаналитика, получившего в наследство от матери смертельную болезнь, а от великого учителя и друга – явный пример толкования образа, трудно было ожидать иной интерпретации. Заметим, что бабочка (душа, дыхание) находится в темноте – внутри патологической дыхательной системы психоаналитика. В рамках нашей парадигмы это значит, что фактически она уже бьется в паутине бронхиальной астмы – ужасного смертоносного паука, которого Абрахам (разумеется, вслед за Фрейдом) ассоциировал с фаллической матерью.

Образ паука в парадигме БДСМ-практики

Как отмечалось ранее, ключевой фигурой в докладе Карла Абрахама является ужасная фаллическая мать, а самым сильным чувством – страх вступить с ней в инцестуальную связь. Страх перед инцестом свидетельствует о том, что сновидец ее любит. Таким образом, по отношению к садистской матери он испытывает мазохистскую любовь.

Рис. 4. Женщина-паук (БДСМ-практика)

На Рис. 4 изображена одна из разновидностей БДСМ-практики, в процессе которой обнаженную женщину, приковывают цепями так, что ее ее тело принимает форму паука. В справедливости такого сравнения можно убедиться, посмотрев на Рис. 5.

Рис. 5. Паук в паутине

 

Сопоставляя эти рисунки, я ни в коем случае не хочу сказать, что Карл Абрахам является основоположником этой конкретной БДСМ-практики. Речь идет совсем о другом.

В данном случае «женщина-паук» находится в мазохистской позиции. Садистскую роль исполняет Тематический партнер, подвергающий ее флагелляции особым хлыстом. Особенность хлыста состоит в том, что он заканчивается широкой нашлепкой, похожей на ту, которой хозяйки убивают мух (или пауков). На русском языке она так и называется мухобойкой. Такой «мухобойкой» партнер «женщины-паука» стегает ее по разным, чувствительным местам тела, преимущественно – по вагине. По существу, эта сцена воплощает первое сновидение в докладе Абрахама. В ней присутствует и «женщина-паук» – фаллическая мать, и швабра – «мухобойка», и флагелляция вагины – «убийственный коитус». Единственная существенная разница заключается в том, что вместо «жены» флагелляцию-коитус осуществляет мужчина. С точки зрения сексуальности и БДСМ-практики, данная роль мужчины гораздо уместнее. Но с точки зрения сновидения, в этой роли должна быть именно женщина – жена Карла Абрахама, мстящая его матери за тяжелую врожденную болезнь мужа, приобретенную им вследствие инцестуального брака. Если бы в сновидении вместо женщины со шваброй был мужчина, то это образ символизировал бы либо Натана Абрахама (отца психоаналитика), либо его самого. В данном случае присутствие самого отца невозможно, потому что он сам участвовал в инцестуальном коитусе. Что касается образа аналитика, он присутствует в сновидении (Эго сна), которое жалеет «женщину-паука» и считает, что с ним (или с ней) следовало бы обойтись менее жестоко.

Как известно, практика БДСМ означает «Бондаж и Дисциплина» + «Доминирование и Подчинение» + «Садомазохизм». Что касается слова «бондаж», оно имеет более широкий смысл – «неволя», «ограничение подвижности». Очень хороший Тематический пример – паук, ограничивающий подвижность насекомого, попавшего в его паутину, или астма, парализующая тело больного во время приступа. «Дисциплина» (disciplina) – латинское слово, которое переводится как учеба, воспитание, школа. Одной из хорошо известных дисциплин является психоанализ. О доминировании и подчинении мы уже говорили, рассматривая образ ужасной фаллической матери. О садомазохизме, присущем сновиденческому образу, мы получили некое представление, рассмотрев другой образ, взятый из БДСМ-практики, имеющий прямую ассоциацию с пауком. Осталось добавить, что в парадигме этой жестокой сексуальной практики образ мазохистской «женщины-паука» амбивалентен образу садистской «фаллической матери». Эта амбивалентность вполне объясняется имманентной амбивалентностью самого садомазохизма.

И, наконец, присутствует еще одна важная черта, которая до сих пор оставалась без внимания. Речь идет о характерной ритуальности практики БДСМ. Как известно, источником всех ритуалов была и остается невротическая навязчивая одержимость (обцессивно-компульсивный невроз). С другой стороны, симптомы хронической бронхиальной астмы в силу самого заболевания также имеют обцессивно-компульсивную природу. Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод, что столь сильное влечение Карла Абрахама к образу паука и его толкование как ужасной фаллической матери объясняется не только врожденным соматическим заболеванием аналитика, и непререкаемым авторитетом Фрейда но и наличием у самого психоаналитика обцессивно-компульсивного невроза.

Что же появилось раньше: курица или яйцо? – Есть веские основания полагать, что в данном случае все-таки «курица» – врожденная бронхиальная астма Абрахама и придуманный Фрейдом образ злой матери. Эти «две курицы» снесли «яйцо» – образ кастрированной и кастрирующей фаллической матери в толкованиях Карла Абрахама.

Ссылки


[1] В. Мершавка. Анализ статьи Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях». Часть 3. http://www.mershavka.ru/articles/pauk_kak_simvol_v_snovideniyah2/

[2] Eric Ackroyd. Bugs Dream Symbol: Dreams Interpretation Dictionary – Bugs. http://www.experiencefestival.com/a/Bugs/id/6147010#.UH_De2fNErA

 

Приглашаем записаться в группу "Культура и Психология Секса" ВКонтакте : http://vk.com/sexculture