Книги в моем переводе

Анализ статьи Карла Абрахама «Паук как символ в сновидениях»

Часть 10

В. Мершавка

El sueño de la razón produce monstruos



Арахнофобия и образ фаллической матери

В этой части статьи мы, наконец, рассмотрим хорошо известную боязнь пауков, которая с развитием словопрения получила замысловатое псевдонаучное название. Оно с большим трудом пытается уместиться в русском языке, но это у него это плохо получается и вряд ли получится. Речь идет об арахнофобии.

 

Арахнофобия (от др.-греч. – паук, др.-греч. страх) – частный случай зоофобии, боязнь паукообразных, относится к числу самых распространённых фобий. Причём у некоторых людей гораздо больший страх может вызывать даже не сам паук, а изображение паука.[1]

 

Как известно, греческое слово паук – «арахна» – является именем малоизвестного мифологического персонажа Арахны. Возможно, эта дочь красильщика Идмона сгинула бы в Лету вслед за своим отцом, если бы не оказалась искусной ткачихой. Ниже приведено краткое изложение мифа об Арахне и ее превращении в паука:

 

Арахна или Арахнея (от др.-греч. «паук») – в древнегреческой мифологии дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон, искусная ткачиха. Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать ее от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своем. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала:

– Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и она превратилась в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ее ткет. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». [2]

 

Интересно, что в греческой мифологии есть «божественная пряха» – богиня Клото (греч. Κλωθ, «Пряха»), которая является одной из трех– богинь судьбы (Мойр). Именно она прядет нити человеческих судеб. При этом она является богиней, а значит бессмертной, и, похоже, у нее не было серьезных конфликтов с другими жителями Олимпа. Как мы видим, Ткачиху Арахну искусную постигла совершенно иная судьба. Во-первых, она была смертной, а во-вторых, у нее возник конфликт с могущественной Афиной, превратившей ее в паука. Таким образом, Ткачихе, в отличие от божественной Пряхи, пришлось дальше заниматься своим делом только в образе паука.

Согласно мифу, внешне конфликт возник из-за вольнодумства сюжета сотканной Арахной картины. Но если посмотреть глубже, он был обусловлен самим процессом ткачества. В сравнении с божественным прядением станет ясно, что я имею в виду.

Прясть – значит, делать нити, скручивая волокна льна, шерсти и т. п. Ткать – изготавливать материал, плотно переплетая идущие рядами продольные и поперечные нити. Таким образом, на языке метафоры, прядение – это индивидуальная деятельность, тогда как ткачество (переплетение нитей-судеб) – социальная. И той, и другой деятельности покровительствуют богини. Первой – Клото и другие Мойры (явно), второй – Афина (неявно). Смертная Арахна вторглась в божественную сферу деятельности, и ее «опустили» ниже уровня смертного человека.

Попробуем найти какие-то связи персонажей греческой мифологии с фаллической матерью – одиозным образом ортодоксальных фантазеров. Как известно, основным орудием пряхи является веретено. Это одно из древнейших средств производства представляет собой деревянную точеную палочку, оттянутую в острие к верхнему концу[3]. Вспомним, что «Сказке о спящей красавице»[4] согласно пророчеству обиженной злой феи принцесса должна умереть (потом уснуть на сто лет), уколовшись пальцем о веретено. Так оно и происходит. Несмотря на все предосторожности, предпринятые ее отцом-королем, приказавшим сжечь в королевстве все веретена, принцесса находит в самой отдаленной башне замка старушку с веретеном. Разумеется, в обличье этой старушки была та самая злая фея, и ее пророчество исполнилось.

 

 

 

Рис. 1.
Сцена из сказки Ш. Перро «Спящая красавица»,
представленная в замке Юссе, который, как считается, описан в этой сказке.

 

В своей книге «Фемининность в волшебных сказках» М.-Л. фон Франц приводит подробный анализ этой сказки.[5] Однако нас интересует не юнгианский анализ этой сказки, а продукт фантазии ортодоксальных психоаналитиков – образ злой фаллической матери. Очевидно, что в «Сказке о спящей красавице» такой фаллической матерью является злая фея со своим разящим фаллическим веретеном.

Однако вспомним о том, что веретено – это атрибут пряхи (Клото), а не ткачихи (Арахны). С мифологической точки зрения все происходит «правильно» – нить судьбы принцессы находится в руках Клото. Правда, определяет длину этой нити (сто лет сна) не Клото, а Лахесис, а перерезает ее (смерть) не Клото, а Атропа, но это уже тонкости. Главное, что в этом процессе участвуют три Мойры – три пряхи, и в первую очередь Клото.

С точки зрения ортодоксального психоанализа смертельный или погружающий в длительный сон укол веретена фаллической матери можно интерпретировать как укус ядовитого паука. Но ключевое различие между Пряхой и Ткачихой противоречит интерпретации ортодоксального психоанализа. Как мы показали, это различие между двумя противоположностями: индивидуальным и социальным. Если вдуматься, такое противоречие присуще в целом всему фрейдистскому психоанализу. С одной стороны он должен был оставаться сектой «избранных», с другой – завоевывать популярность в психологии, медицине и культуре. Не секрет, что время это удалось, причем это время определяется пребыванием в социальной и культурной Тени подавленной сексуальности. Как только сексуальность вышла из Тени, сексуальные фантазмы Фрейда и Ко стали не модны, а некоторый интерес пока представляют не столько сами фантазмы, сколько личностные особенности их авторов. Но именно эти особенности меньше всего доступны современному читателю.

 

 

 

Рис. 2. Тинторетто. Афина и Арахна (1543-44). Флоренция, Галерея Уфицци

 

Инцест к инцесту

Мы рассмотрели основную версию греческого мифа, но есть и его другая версия. В соответствии с ней Арахна была превращена в паука за связь со своим братом, Фалангом, который был превращен в фалангу.[6] Изложенная в одной фразе, эта версия греческого мифа для нас ничуть не менее интересна.

Во-первых, в соответствии с ней Фаланг – это имя собственное, причем имя мужское. Все нюансы этого греческого слова мы рассмотрим ниже. Во-вторых, Арахна вступила со своим братом в инцестуальную связь, с которой мы постоянно сталкиваемся, рассматривая обрывки биографии Карла Абрахама и его статью о символике паука в сновидениях. В этом контексте хорошо известное ультрасовременное слово «арахнофобия» приобретает совершенно иной, позитивный смысл: боязнь инцеста и его последствий. Видимо, светило ортодоксального психоанализа во всех смыслах страдало арахнофобией.

Обратим внимание, что после превращения Фаланга в паукообразное существо слово, обозначающее его имя, изменило род, и, став нарицательным, превратилось в фалангу. Разумеется, можно сразу возразить: слово «фаланга» гораздо старше имени «Фаланг». Этот вариант вполне возможен, поэтому мы его будем считать равновероятным первому. Во всяком случае, чтобы дальше строить гипотезы и делать какие-то выводы, нам нужно тщательно исследовать греческое слово «фаланга».

 

 

Фаланга – когорта, ряд, построение, строй, община, животное, паук, кость, сольпуга (лат. паук), отряд.[7] В словаре можно найти точное значение этого слова: Φ?λαγγα (ж.) или phalagga – колонна, шеренга. [8]

Фаланга (жен.) (греч. phalagga, букв. продолговатый кусок чего-нибудь).[9]

В том числе:

плотно сомкнутый строй пехоты у древних греков (ист.);

косточка пальца (анат.);

ядовитое животное из класса паукообразных (зоол.).

Фаланга, сольпуга, бихорка или верблюжий паук (лат. Solifugae) – относится к отряду паукообразных (Arachnida). Населяет засушливые области. Известно около 1000 разновидностей представителей этого отряда.[10]

 

 

 

Рис. 3. Фаланга (Solifugae)

 

На Рис. 3 приведен снимок одной из разновидности фаланг. Однако ее тело нельзя назвать слишком продолговатым, и оно ничем не напоминает греческую фалангу – сомкнутый строй пехоты.

Несколько больше похожа на фалангу кольчатая сколопендра, изображенная на Рис. 4:

 

 

 

Рис. 4. Кольчатая сколопендра (var. Obscuripes)

 

Но максимальное сходство с фалангой принадлежит все же не сколопендре, а многоножке, изображение которой приведено на Рис. 5:

 

 

 

Рис. 5. Многоножка (Scutigera)

 

Для наглядности сравнения приведем изображение известной фаланги Александра Македонского:

 

 

 

Рис. 5. Фаланга Александра Македонского

Главная цель, которую я преследовал, приводя изображения всех этих насекомых, заключалась в том, чтобы убедиться самому и убедить читателя в том, что их внешний вид как-то будет соответствовать какому-то (пусть самому фантастическому) образу фаллической матери. При этом обнаружилось явное сходство многоножки (Scutigera) с греческой фалангой. Не слишком напрягая фантазию, можно себе представить фаллос в виде ерша для мытья посуды или кактуса:

 

Рис. 6. Ерш для мытья посуды

Рис. 7. Кактус

Можно даже попробовать убедить читателя в том, что и тот и другой являются атрибутами фаллической матери (как веретено злой волшебницы-пряхи), ибо эти образы вполне соответствуют психоаналитической символике. Но тогда мы должны (хотя бы для себя) ответить на несколько существенных вопросов. Например, чем отличается образ «ужасной фаллической матери» от образа «ужасного фаллоса»? Или чем отличается образ «ужасной фаллической матери» от образа «ужасной vagina dentata» – пресловутой «зубастой вагины»?

Эти и другие, не менее важные вопросы, связанные с символикой ортодоксального психоанализа, ждут дальнейшего подробного исследования. А эту часть статьи мы завершим, закончив исследование оставшегося значения слова «фаланга». Речь идет о фалангах – трубчатых костях пальцев конечностей позвоночных животных, в том числе человека.

 

Рис. 8. Фаланга-паук (сольпуга, тип членистоногие), фаланги пальцев и «женщина-паук» в практике БДСМ

 

В буквальном переводе с латыни сольпуга (Soli-fugae) означает «бегущая от солнца». На Рис. 8 (левая часть) и Рис. 3 хорошо заметно сходство шести пар конечностей фаланги с фалангами человеческих пальцев. Специфический бондаж БДСМ-практики на изображении в правой части Рис. 8 позволяет увидеть ассоциативную связь образов «фаланги-паука» «и женщины-паука». В контексте исследования содержания статьи о символике паука данный женский образ хорошо ассоциируется с образом фаллической матери. Вспомнив о том, что в переводе с греческого языка «фаланга» означает «нечто протяженное», а на примитивном языке символов ортодоксального психоанализа «нечто протяженное» означает «нечто фаллическое», можно увидеть явную связь образа женского тела и тельца фаланги. Такое соответствие может стать одним из ключей к пониманию образа фаллической матери, женской психосексуальности и толкованию сновидений о пауке «от Абрахама», латентный вытесненный садомазохизм которого вполне может стать темой отдельного исследования.

 

 



[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Арахнофобия

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Арахна

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Веретено

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_красавица_(сказка)

[5] М.-Л. фон Франц, Фемининность в волшебных сказках, М. Класс, 2010.

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/Арахна

[7] Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

[8] А. В. Сальнова. Греческо-русский и русско-греческий словарь, 3-е издание, М. «Русский язык», 2000.

[9] Толковый словарь Ушакова. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1074690

[10] http://ru.wikipedia.org/wiki/Фаланги